Знакомство с работой куратора в галерее «NB»
Бесценный опыт знакомства с работой куратора получили студенты отделения «Прагматика и менеджмент культуры (Арт-менеджмент)» 28 сентября. В выставочных залах нашего партнера – галереи «NB» открылась выставка «Сто лет русской революции 1917-2017».
По словам авторов экспозиции, ее целью было «воссоздать “идеальный” образ революции, как его видели художники почти полстолетия с 1930-х по 1970-е годы. Некоторые из этих работ совпадали с официально принятой иконографией, другие неожиданно вышли за рамки привычного представления о советском искусстве. Поэтому кураторам интересно было проследить, как на протяжении этих лет менялось отношение к революции, менялись конъюнктура, стиль, создавались новые мифы и трансформировались привычные образы. Описание одних и тех же канонических событий меняется в зависимости не только от поставленной задачи, от угла рассмотрения, но и просто от времени.
Работа художника Эдуарда Борисенко «Самый дорогой дедушка» (1975) заслуживает отдельного внимания. Маленькая девочка обнимает портрет Ленина в траурных лентах. Очевидно, что изначально вместо портрета Ленина должен был быть портрет Сталина. В 1975 году представить на выставке работу с портретом Сталина было невозможно. Происходит замена, но замена формальная. Ломается идеологическая программа, выстроенная линия революционной преемственности: репродукция на стене - революция 1905 года, бюст Ленина на бюро и траурный портрет Сталина. Все говорит о принадлежности сталинской эпохе. Портрет девочки, испачкавшейся чернилами, настолько убедителен, что переводит работу из жанра пропаганды в область яркого детского воспоминания. Происходит еще одна подмена идеологической составляющей. Это интересный и редкий пример поздней реминисценции стиля сталинской утопии.
Примирить художественную и социальную утопию всегда было непросто. Революция практически никогда не изображалась советскими художниками как историческое событие. Она всегда описывалась мифологически – то как битва, то как праздник, то, наконец, как карнавал, где действуют не люди, а привычные маски – матрос, солдат, Ленин. Общество с энтузиазмом восприняло радикальные политические лозунги, но не радикальное искусство авангарда с его верой в преобразующую силу нового искусства. Произведения, которые создавались продолжателями русской реалистической традиции – социалистическими реалистами, – пытались примирить их с этой действительностью, то революционизируя, то так или иначе поэтизируя ее. В семидесятые годы все эти художественные возможности постепенно исчерпываются и к восьмидесятым годам господствующим стало чувство одиночества и обреченности человека. Пародирование революционных сюжетов становится важной частью нового художественного языка, своего рода защитой от мира общественного».
Автор экспликации к выставке: Анна Эрамжян